Прошел праздник Рождества Христова, и наступили Святочные дни. Святки – это праздничный период с 6 по 17 января, от Рождества до Крещенского сочельника, или, как говорилось в народе, «от звезды до воды». Это особое время в году, время добра и радости, время славить родившегося Христа и делиться праздником с другими. По существу, Святки – это единый праздник, протянувшийся на целых 12 дней.

Христианская традиция празднования Святок имеет давние традиции: известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. Возможно, отсюда и пошло название Святок – все эти дни христиане «святят», то есть прославляют Христа и его Рождество. А с 567 года дни от Рождества Христова до Богоявления (Крещения) церковь официально причислила к праздничным.

На Руси Святки всегда были общенародным праздником, объединяющим и знать, и простой народ.

Чтобы праздник был у всех, в дни Святок издавна принято посещать тех, кому особенно трудно. Еще в Византии сложился обычай в эти дни посещать больных, узников, нищих, дарить им подарки, поздравлять с Рождеством и помогать, чем можно. Этот обычай сохранился и в наши дни: во многих приходах принято поздравлять с Рождеством тех, кто оказался в эти дни в больнице, тех, кто по немощи сам не может прийти в храм, детей из домов ребенка и детских домов, заключенных… Скромные подарки, угощение, тропарь Рождества и праздничные колядки – всё это помогает разделить радость праздника со многими. Очень хорошо в эти дни навестить своих родителей, пожилых родных.

От языческих времен надолго, особенно в селах, осталась традиция наряжаться – в медведя, шута и т. д., а затем ходить из дома в дом «колядовать».
Ряженые должны выглядеть странно, диковинно, не похоже ни на что. Для этого использовали шкуры животных, вывернутые мехом наружу шубы, рогожу, солому, покрывала, а позднее, вышедшую из моды деревенскую одежду – старинные сарафаны, рубахи.
Одним из главных задач ряженых было остаться неузнанным. Поэтому обязательно прятали или маскировали лицо. Маску, которую также называли «харя» , «личина» или «рожа», могли делать из кожи, бересты, бумаги, меха, ткани, кружева или кудели. Если же маски не было, лицо занавешивали тряпкой, полотенцем, или же обмазывали сажей, мукой, мелом, мазали краской. Вырезали из картошки или брюквы зубы, привязывали бороду из льняной пакли или конского волоса. По этой же причине ряженые изменяли свой голос или же вовсе молчали.
Ряженые (дети и молодежь) заходили поочередно в каждую избу с пением колядок – песен, славящих Рождество Христово. За песни было принято одаривать колядующих сладостями. Известно, что колядовать любил Петр I.

Однако после его смерти официальной императорской грамотой было запрещено колядование и ряжение. Этот обычай превратился в истинно христианский: визит в каждый дом христославов — группки детей и молодежи — символизировал приход пастухов, волхвов, возвещающих всему миру весть о Рождестве Спасителя. Они ходили из дома в дом, неся впереди Вифлеемскую звезду, а часто и икону Рождества. И везде пели хозяевам рождественский тропарь, кондак, колядки, духовные песни.

Популярны были и кукольные представления – «вертепы». Это спектакль о Рождестве, в котором участвовали картонные, глиняные или деревянные куклы волхвов, пастухов, ангелов, царя Ирода.

Высший свет развлекался немного иначе. Одним из ярких событий празднования Рождества традиционно был Святочный бал. На этих балах часто впервые «выходили в свет» юные красавицы. Танцевали мазурку, вальс, польку, полонез; играли в настольные игры, шарады; смотрели представления кукольного театра. Если в период новогодних празднеств император находился в Москве, то главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце.

И среди знати, и среди простого народа, как в деревнях, так и в городах, было принято в период Святок собираться вечерами всей семьей, звать родных и друзей на так называемые «святые вечера». Император Александр III заложил традицию посещения рождественских «елок» для офицеров и солдат членами императорской семьи. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался на второй день Рождества в Арсенальном зале Гатчинского дворца, где ставили елку и стол с подарками, а после их раздачи было чаепитие.

Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления в балаганах. В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк.
Первая публичная ёлка в России была организована
в 1852 году в здании Петербургского Екатерининского вокзала.
Не сохранилось данных ни о высоте елки, ни о том, как отреагировала на нее публика. Единственно, что известно — это то, как она была украшена: множество разноцветных бумажных лент, фрукты и
венчала макушку большая звезда.

К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской, возник особый жанр – святочный, или рождественский, рассказ. В нем непременно есть место чуду – сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств. Герой такого рассказа, в начале находясь в трудной ситуации либо в духовном кризисе, непременно преображается в финале рассказа, обычно счастливом. Основателем жанра святочного рассказа считается Ч. Диккенс с его знаменитой «Рождественской песней в прозе».
В русской традиции святочных рассказов большое место занимает социальная тематика, например, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, святочные рассказы Лескова.

В начале апреля по инициативе Главы Новопокровского района делегация новопокровчан доставила гуманитарную помощь детям онкологического отделения краевой больницы. Волонтеры привезли канцелярию, наборы для творчества, игрушки.

Read More »

|МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КРАСНОГО КРЕСТА| 8 мая — Международный день Красного Креста и Красного Полумесяца. Зачем нужен «Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца»? Задача МККК

Read More »

Восьмиклассники СОШ №16 познакомились с фильмами посвященными Дню Победы, посмотрели фильм «После войны напомни, расскажу…» режиссер – А. Копылова. Волонтеры по инициативе президента организовали Кинолекторий

Read More »