Зачем наши цифровые следы вербовщику
Шеф вызывает к себе секретаршу:
– Ларисочка, пробейте-ка мне, что там, на уме у нашего нового сотрудника.
– Иван Иванович! Я что же, в душу к нему залезу?
– В душу не надо, а вот в «ВКонтакте» и «Одноклассниках» посмотрите!
Интернет знает о нас все больше. Парадоксально, но мы сами в открытую размещаем информацию о себе. Если делать это бездумно, можно поплатиться собственной репутацией, а иногда даже и безопасностью. В канве темы экстремизма в сети, решили обсудить вопрос, чем на руку интернет экстремистам помимо того, что это удобная площадка для пропаганды.
Главный источник информации — это, конечно же, соцсети. И, обладая знаниями психологии, на основе персонального контента человека можно составить довольно подробную характеристику о нем. Оценивая круг друзей, статусы, репосты, геолокации и другие цифровые следы, которые оставляет пользователь, возможно получить довольно точные результаты, как будто интересуемый человек добровольно прошел пятифакторный личностный опросник (также известен под названием Big five).
Этот тест помогает определить, насколько человек изобретательный, любопытный или, наоборот, ведет себя осторожно. Устанавливает степень организованности или беспечности личности. Помогает определить экстраверсию либо сдержанность, доброжелательность либо конфликтность, чувствительность либо стойкость. Если добавить к этому информацию об образовании, социальном статусе и предположительном уровне дохода, представляете, какая картина складывается? Вербовщики экстремистских группировок знают об этом и, анализируя аккаунты тех, кто питает интерес к радикальным сообществам в соцсетях, пользуются в своих деструктивных целях.
Как обезопасить себя? Здесь занудно повторим, что важно осмысленно публиковать информацию о себе, быть аккуратным в высказываниях на площадках соцсетей и форумов. Это не значит, что надо перестать пользоваться соцсетями и проявлять активность онлайн. Делайте это грамотно и думайте о возможных последствиях. Используйте функционал социальных платформ, ограничивая себя от нежелательных контактов, и почаще задавайте себе вопрос: «Почему та или иная информация попадается в мое поле зрения?», «Чем мотивирован человек из интернета, вступающий со мной в переписку ?».
P.S. Классная иллюстрация описанного — фрагмент в начале сериала «Ты» (2018). В первой серии примерно с 7 минуты, посмотрите